Главная / Рубрики / Затон

Сегодня мы с вами проникнем в самое сердце новосибирского кораблестроения. Затон – район для многих напонятный, загадочный, даже страшноватый. Затонская обособленность - один из примеров человеческой общности, а затонская судостроительная слава достойна подражания.

Краевед, сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев.

ЗАТОН

Когда-то река Обь была половинкой транспортного перекрестка Новосибирска, его неотъемлемой частью. Она работала, работала и вдруг стала не нужна. Грузооборот упал, судов все меньше, материально-техническая база все жиже. Корпуса судов разрезаны на металлолом, уничтожен большой слип – это такое подъемное оборудование для ремонта судов. Вот уже ликвидируется и само Западно-Сибирское пароходство, основанное еще в 1897 году как «сообщество на паях».

И вот уже готов проект постройки нового микрорайона на левом берегу Оби. Для него сносится большая часть жилого и промышленного фонда. Для жителей микрорайона это очень больно.

Вся история Затона уходит в прошлое. Это в первую очередь РЭБ (ремонтно-эксплуатационна база) речного флота, которая находится здесь более века. Здесь есть еще плавучие доки и мощный земснаряд – производста ЧССР. Тот самый, которому в 1984 году удалось вырвать со дна реки «сибирский Титаник» - пароход «Совнарком», трагически затонувший в 1921 году и унесший жизни 300 человек.

Эта база – родина Затона. Она была основана на протоке Оби сразу за островом в октябре 1909 года. Тогда здесь на зимовку встали суда фирмы «Братья Нобель» с баржами, пароходы «Ново-Никоваевск», «Остяк», две наливные баржи. Поначалу речники жили вокруг зимующих судов – в землянках. Скоро возник и рабочий поселок.

В 1924 году – на берегу Яренской протоки – построили мастерские, жилые бараки. Появился судоремонтный завод. Для доставки угля сюда провели железнодорожную ветку. Местность быстро обрастала частным сектором. Здесь до сих пор существует удивительная «местечковая» сплоченность населения, которые живут одной рекой, одной работой, одними радостями и одними бедами.

Когда-то это был остров Яренский от слова «ярый» (солнечный), на котором сегодня расположена половина района Затон. Точных данных, почему остров так называется, нет, но есть легенда, что здесь отгуливался скот известного колыванского купца 2-й гильдии Сазона Михайловича Яренского, предок которого еще в середине XIX века здесь же промышлял постройкой мелких судов. Причем, на картах XIX века остров означен как Никольский. Название Яренский появилось на карте только в 1915 году – уже после возникновения Ново-Николаевска. От названия острова осталась улица Яринская. Окончание протоки вокруг острова сохранилось, а начало ее было сразу за лесокомбинатом (там, где сейчас строят ЖМ «Ясный берег»). В 1929-1930 годах, с началом строительства промышленной зоны левобережья, остров перестал существовать. Начало протоки засыпали, чтобы обеспечить беспрепятственную доставку материалов с парома на Чернышевском спуске. Левобережная пристань парома находилась как раз в конце Яринской улицы. Здесь же в 1940-х годах работал лесоперевалочный деревообрабатывающий комбинат №2. А в начале улицы существовала и пристань пассажирских пароходиков с названием «Лесоперевалочный комбинат». Старики могут ее помнить. До нее ходил автобус №35. Сейчас почти на этом месте построен современный аквапарк – самый большой за Уралом. Одним из первых в стране работники Новосибирского судоремонтного завода своили сварку стальных судов и спустили на воду несколько наливных однотрюмных бензовозов (лихтеров) грузоподъемностью 500т, а также 150- и 300-сильных буксиров. Это еще в 1932 году. Народный комиссариат водного транспорта поручает сибирякам новое задание – пробное изготовление электросварного мелокидящего буксирного катера. И в 1936 году с новосибирских стапелей вышли первые газоходы. И сразу встали в строй.

А в годы Великой Отечественной войны, осенью 1941-го, затонцы занимались оснасткой и монтажом знамениого автомобильного понтонного моста через Обь, который позволил создать устойчивую автомобильную связь между административным правобережьем и промышленным левобережьем.

Также на судоремнтном заводе выпускали 100-милиметровые минометы, мины, изготавливали для них тару. Сюда из Киева был эвакуирован завод «Ленинская кузница», вместе с затонцами построивший 4 бронкатера. Тип 1124. Их еще называли «речными танками». Наши новосибирские суда успели принять участие и в боевых действиях. Два из них ушли на Дунай, два – на Дальний Восток. В 1975-м наш БК-302 был поставлен на постамент в Хабаровске.

С 1952 года завод серийно выпускает мелкотоннажные суда. За 40 лет в Новосибирской РЭБ было построено 317 речного флота.

Есть гордиться сносимому району. Основные корпуса самого завода и поселок в ближайшие годы под снос не попадают, но на генплане их уже нет. Вопрос времени. И при всей неотвратимости сноса думается, что авторам планировки нового микрорайона необходимо предусмотреть создание мемориала и музея речной славы города и тех людей, что работали на месте возводимой «Сибирской Венеции».

 

Если у вас появятся какие-то вопросы по истории нашего города, пишите нам ln.info@mail.ru, звоните нам: 346-33-46, 315-18-60, и мы постараемся ответить вам на страницах нашей газеты.