Культура05.06.15 10:12 «МАМАША КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ»Премьера спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» в театре «Старый дом» по пьесе немецкого драматурга-антифашиста Бертольда Брехта актуальна как никогда в наши дни.Режиссер Туфан Имамутдинов очень верно почувствовал тему дня и рассказал ее жестко, с большой долей сарказма, циничной и безжалостной правды – неизбежной составляющей любой войны. Немецкий драматург Бертольд Брехт написал свою пьесу в 1938 году, когда война уже вовсю полыхала в Европе, но еще не обрела той глобальной мировой катастрофы по своим разрушительно-необратимым последствиям, какой стала позже, с нападением Германии на нашу страну. Да, автор остро почувствовал приближение большой войны, которая всегда несет трагедию. Но он не был уверен, что люди сами могут извлечь уроки из несчастья, и показывает это на примере мамаши Кураж, которая вместе со своими детьми живет войной, идя по ее следам и собирая добычу с убитых и раненых. Ее война кормит и одевает. Ей война необходима, так как давно уже стала ее образом жизни. Она никогда не задумывается над морально-нравственной стороной своего жуткого бизнеса, в котором настолько поднаторела, что потеряла нормальный женский облик. И из естественной природной сути созидательницы жизни превратилась в символ ее разрушительницы и пособницы смерти.И жизнь, словно в отместку, оборачивается к ней своей оборотной стороной, ибо нельзя вечно брать, ничего не давая взамен. Война одного за другим забирает ее детей, которых она давно уже приобщила к своему «делу», следуя за боями вместе с ними в своей повозке, пропахшей кровью и потом погибших солдат, снятыми с них сапогами и одеждой. Пьеса заставляет задуматься о том, кто или что является источником всего происходящего. И ответ прост: Я. Каждый из нас несет свою личную ответственность за войну. Один – своим бездействием и позицией «моя хата – с краю», другой – своей скрытой выгодой в ней.Режиссер-постановщик уверен: «Если во время войны Вы делаете выбор в сторону выгоды, практицизма, то страдания неизбежны – и не только для Вас, но и для всего окружающего мира». И пример мамаши Кураж показателен. Нельзя наживаться на горе других. Нельзя уходить от личной ответственности, если мы хоть как-то можем повлиять на ситуацию.Спектакль очень энергичный, четко организованный, оригинально костюмированный, насыщен действием, насквозь пропитан острой сатирой и буффонадой. Он не только с интересом и весело смотрится, но и заставляет задуматься. О жизни. О войне. О людях, среди которых живем. И о самих себе.Актеры в свои роли настолько вжились, что почти сливаются с ними. Очень органично пребывает в своем образе народная артистка России Халида Иванова. Ее мамаше Кураж жизнь преподносит свои жестокие уроки, но она так и не делает нужных выводов. Убедительна Светлана Марченко в роли ее дочери Катрин – трагичной и добровольной жертвы материнского воспитания. Обобщенный образ идеолога войны с его приспособленческой и циничной моралью в роли полкового священника с артистичным блеском исполняет Александр Сидоров. Близка к ней роль увядающей маркитянки Иветты, собирающей свою щедрую дань с человеческих слабостей и пороков. Талантливо выполнено художественное и музыкальное оформление спектакля: художник –Екатерина Галактионова, композитор – Пауль Дессау.Поздравляем коллектив театра с очень серьезной, своевременной и по-настоящему выдающейся работой!Маргарита Данилова |